КАК ВЕСТИ СЕБЯ НА КЛАДБИЩЕ Приближается радостный православный праздник – Пасха. Вслед за Пасхой – Радоница – пасхальное поминовение усопших. Спасо-Преображенским Мгарским монастырём Полтавской епархии подготовлены практические советы о поведении на кладбище и поминовении усопших. С некоторыми из этих советов я сегодня хочу познакомить читателей газеты. Кладбища – это священные места, где покоятся тела умерших. Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными. Из глубокой дохристианской древности идёт обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения – Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием. Могилы необходимо соблюдать в чистоте и порядке. Крест на могиле православного христианина, водружённый в землю и возвышающийся к небу, знаменует веру в христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа на небе. Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного. Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен. Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора. Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление). Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин может совершить и мирянин. По желанию можно прочитать акафист об упокоении усопших. Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного. Не нужно есть или пить на кладбище. Особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать её нищему или голодному. «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слёз, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими молитвами, милостынями и приношениями, дабы, таким образом, и им, и нам получить обетованные блага», - писал святитель Иоанн Златоуст. Молитва за усопших – это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошёл в мир иной. Вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми могла бы в состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего – долг всякого православного христианина. Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви. Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре. После литургии нужно отслужить панихиду. Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой. В определённые дни года Церковь творит поминовение всех от века преставившихся отцов и братьев по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто был настигнут внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни – вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом. Это дни: 1.Суббота мясопустная – за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде. 2.Родительские субботы – на второй, третьей и четвёртой неделях Великого поста. 3.Троицкая родительская суббота – накануне дня Святой троицы, на девятый день после Вознесения. Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения, а после литургии бывают вселенские панихиды. Кроме этих общецерковных дней, Русская Православная Церковь установила ещё некоторые, а именно: 4.Радоница (Радуница) – пасхальное поминовение усопших. Бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник. 5.Димитриевская родительская суббота – день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве, а впоследствии ставший днём моления за всех православных воинов и военачальников. Бывает в субботу, предшествующую восьмому ноября – дню памяти великомученика Димитрия Солунского. 6.Поминовение усопших воинов – 26 апреля (9 мая нового стиля). Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждый усопший православный христианин должен ежегодно поминаться в дни его рождения, кончины, в день именин. Очень полезно в памятные дни жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших. М. Балицкая, ведущий специалист НИЛ «История Приднестровья» ПГУ им. Т.Г. Шевченко